Кот Егор
680013, Хабаровск, ул. Ленинградская, 25
+7 (4212) 32 24 15
680013, Хабаровск, ул. Ленинградская, 25
+7 (4212) 32 24 15

Возрождение «театра Шукшина»

24.07.2019 Количество просмотров: 284

К 90-летию со дня рождения Василия Макаровича Шукшина

25 июля 2019 года исполняется 90 лет со дня рождения Василия Макаровича Шукшина (1929–1974), русского писателя, кинорежиссера, сценариста, актёра.

В.М.Шукшин получил звание лауреата Ленинской премии за творческие достижения в киноискусстве в 1976 году. Он является автором сборников рассказов «Сельские жители», «Там, вдали», «Характеры»; пьесы «Энергичные люди», историко-революционного романа «Любавины»; романа о Степане Разине «Я пришел дать вам волю»; киносценария «Живет такой парень» (одноим. фильм, 1964), киноповести «Калина красная» (1973, одноим. фильм). Для театра им написаны повести «До трех петухов: Сказка про Ивана- дурака, как он ходил за тридевять земель набираться ума-разума», философская притча «Точка зрения», «А поутру они проснулись» (не окончена). В 1960-е годы ХХ в. В. Шукшин произвёл настоящую революцию в мире искусства. С 1964 по 1974 год, создавая фильмы: «У озера» ( Государственная премия СССР 1971 г.), «Печки-лавочки» , «Калина красная», «Ваш сын и брат», «Странные люди», он возвратил ценность человеческой искренности и честности. Киноповесть «Калина красная» стала событием в культурной жизни нашей страны. В 1974 году вышел одноимённый фильм «Калина красная», режиссером и исполнителем главной роли Егора Прокудина, стал сам Шукшин..

Василий Шукшин родился крестьянской семье в селе Сростки Бийского района Алтайского края. После школы работал маляром, грузчиком, слесарем, служил на флоте, был директором вечерней школы в родном селе. С 1954 года жил в Москве. Окончил режиссёрский факультет ВГИК (мастерская М. И. Ромма) в 1960 году. Литературную деятельность начал в 1959 году публикацией рассказов . В 1964 году по собственному сценарию В. Шукшин поставил фильм «Живёт такой парень» (приз «Золотой Лев Св. Марка» на ХVI Международном кинофестивале детских и юношеских фильмов в Венеции). Главный герой его – «стихийного образа жизни» человек – предвосхитил галерею любимых шукшинских персонажей, искренних, непосредственных людей, полных жизненных сил и, как правило, неустроенных «баламутов» или мечтателей, «чудаков», противопоставляющих обыденности мещанского существования жажду «праздника», фантастические проекты всеобщего благоденствия, страдающей души (сборники рассказов «Там, вдали», 1968 г.; «Характеры», 1973 г.; киноповесть «Калина красная», 1973 г.).

Точкой отсчёта театрального времени В. М. Шукшина стал 1974 год – последний год его жизни. Хотя первооткрыватель «Театра Шукшина» – выдающийся театральный режиссер Андрей Александрович Гончаров, осуществил первую инсценировку и постановку шукшинских рассказов еще в 1973 году, на учебной сцене ГИТИСА. Позднее студенческий спектакль под названием «Характеры» был включен в репертуар Малой сцены Московского академического театра драмы им. В. Маяковского.

В мае 1974 года в Ленинграде, в Большом Драматическом Театре состоялась премьера первой шукшинской повести для театра – «Энергичные люди» в постановке Георгия Александровича Товстоногова.

В театральном сезоне 1974–75 годов спектакли «Характеры» и «Энергичные люди» уже играли в 25 театрах страны. Во второй половине 1970-х годов в репертуар российского драматического театра входят и утверждаются новые произведения В. М. Шукшина: повести для театра «Точка зрения», «А поутру они проснулись», «До третьих петухов». Театральную интерпретацию получают киносценарии «Там, вдали», «Брат мой», «Калина красная». Инсценируются для сцены романы Шукшина «Я пришел дать вам волю» и «Любавины». По мотивам рассказов Шукшина создаются и ставятся на профессиональной сцене пьесы «Беседы при ясной луне» В. Иванова, «Товарищи-граждане» С. Михалкова, «Нам бы про душу не забыть» Г. Дробота, многие одноактные пьесы.

Музыкальный театр в эти годы тоже создает свой «шукшинский репертуар»: оперы «Двенадцатая серия» А. Холминова и «Верую» В. Пигузова, балет «Калина красная» на музыку Е. Светланова, оперетта «Сладка ягода» Е. Птичкина и др. В эти годы спектакли по произведениям Шукшина в репертуаре 117 театров СССР.

Василий Шукшин – в числе авторов, у которых пять и более пьес ежегодно ставятся на сценах театров страны и произведения которых посмотрели более 1 млн. зрителей. За одно только десятилетие В. М. Шукшин становится лидером театрального репертуара России. По сведениям ВААП (Всесоюзное агентство по авторским правам) за период 1981–1985 годов на российской театральной афише значилось 28 произведений Шукшина, суммарное количество его спектаклей за эти годы – 8568, количество зрителей, посмотревших эти спектакли – 4 493 600 человек, среднестатистическое число зрителей на одном спектакле – 524! По своей популярности произведения Шукшина в театральном репертуаре выходят на первое место, оставляя позади самые известные пьесы Арбузова и Розова, а из классиков – равняясь только с Горьким и Островским.

Многие спектакли по произведениям В.М. Шукшина становились спектаклями-долгожителями..

К началу 1990-х годов шукшинский репертуар постепенно сходит со сцены. Новая действительность, другие жизненные обстоятельства затушевали шукшинских героев, гипноз самой личности Шукшина, трагедию его судьбы. «Мода на Шукшина» прошла. Лишь немногие театры страны остаются верны шукшинским темам. Среди них – Ярославский академический театр драмы им. Ф. Волкова, Томский театр драмы и театры Алтая, Алтайский краевой театр драмы им. В.М. Шукшина, Алтайский краевой театр для детей и юношества, Бийский городской драматический театр, играющие и ставящие Шукшина и в 1990-е годы. В репертуаре столичных театров шукшинских спектаклей на протяжении 1990-х не значилось.

Возрождение «театра Шукшина» началось только в первые годы нового тысячелетия. Новые спектакли по произведениям Шукшина появились в репертуаре московских и петербургских молодежных и экспериментальных театров, театров-студий, антрепризных актерских объединений. На сцену пришли совсем другие шукшинские произведения, ранее не инсценировавшийся: «Сны матери», «Боря», «Материнское сердце», «Охота жить» и другие. Ранее популярные на сцене произведения Шукшина ныне практически не ставятся.

Театр Шукшина заявляет о себе сегодня в новом качестве – мощной силой его философской мысли, неизбывной шукшинской болью за Человека на этой земле. Театр заново открывает для себя Шукшина.

Источники:

http://altdrama.ru/about/shukshin/

Школьный биографический словарь / составитель и главный редактор А. П. Горкин. – Москва, 2002.