Кот Егор
680013, Хабаровск, ул. Ленинградская, 25
+7 (4212) 32 24 15
680013, Хабаровск, ул. Ленинградская, 25
+7 (4212) 32 24 15

Добавил в календарь 31 июня

13.09.2019 Количество просмотров: 35

13 сентября 2019 года исполняется 125 лет со дня рождения Джона Бойнтона Пристли (1894–1984), английского прозаика, драматурга, театрального режиссера, критика, автора известных военных радиопередач, создателя своеобразного представления об английском национальном характере. Является автором пьес: «Опасный поворот», «Время и семья Конвей», «Визит инспектора», «Скандальное происшествие мистера Кэттла и миссис Мун», «Стеклянная клетка» и других. Пьеса «Время и семья Конвей» (1937) окончательно закрепила за Пристли славу прекрасного, самобытного драматурга. Она была великолепно поставлена в Москве на сцене драматического театра им. М. Н. Ермоловой.

В своём творчестве Пристли неоднократно обращался к жанру фантастики. Роман «31 июня» (1962) – хроноопера с описанием встречи легендарных персонажей из окружения короля Артура с англичанами второй половины XX века. В России известен и любим телевизионный фильм-мюзикл «31 июня», снятый по этому роману в 1978 году.

Джон Бойнтон Пристли являлся также биографом и автором путевых заметок, политиком и послом ЮНЕСКО; представителем последнего поколения британских вольнодумцев-мудрецов, делавших науку, и философию материей своих литературных произведений.

Пристли родился 13 сентября 1894 на севере Англии, в пригороде промышленного города Брэдфорда (графство Йоркшир) в семье школьного учителя. Его дед по отцовской линии был мельником, а дед по материнской – рабочим. Мальчика при рождении назвали Джеком. Мать его, ирландка, умерла, когда Джеку не было и трёх лет, и воспитанием Пристли занимался в основном отец, человек с чётко выраженными религиозными, нравственными и социальными убеждениями, веривший, что общество можно исправить с помощью реформ.

Сначала Пристли работал младшим клерком в конторе. В 1910–1914 годы он начал писать по ночам статьи, которые публиковал в местных и лондонских газетах. Позже он часто опирался на воспоминания о Брэдфорде во многих своих произведениях, написанных после того как он переехал на юг. Начиная литературную карьеру, Пристли берёт себе литературный псевдоним Джон Бойнтон.

Когда началась Первая мировая война (1914–1918), Пристли ушёл на фронт добровольцем. Служил в пехоте, в 10-м батальоне полка герцога Веллингтона. Почти четыре года провёл он в окопах. Пристли испытал на себе все тяготы военного времени: был ранен при миномётном обстреле, контужен, затем попал под газовую атаку противника. Несколько месяцев он вынужден был провести в госпиталях. В это время вышла его первая книга – томик поэзии юных лет. Джон Бойнтон издал её за свой счет, думая, что он должен «оставить кое-что» в случае, если будет убит, как многие из его товарищей. Вскоре по состоянию здоровья Пристли демобилизовался из армии (1919), был произведён в офицеры.

После войны Пристли поступил в Тринити Холл – колледж Кембриджского университета, где изучал английскую литературу. После получения степени бакалавра по современной истории и политической науке Пристли нашёл работу в качестве театрального рецензента в газете «Дэйли ньюс».

В 1921 году Пристли женился на Эмили Темпест, музыканте-любительнице, библиотекаре из Брэдфорда. Спустя год Пристли опубликовал первую книгу эссе. Он продолжает писать обзоры и эссе на литературные темы для многих периодических изданий, упражняется в юмористических жанрах и литературной критике, публикует книгу «Фигуры в современной литературе» (1924), позже – книгу «Английские комические характеры» (1925).

Писать эссе Пристли считал любимым занятием и наилучшим литературным упражнением и за свою жизнь выпустил не один десяток книг в этом жанре. Если в 1920-х годах Пристли привлекал читателей светлым юмором, хорошим настроением, ненавязчивой эрудицией и непретенциозной персоной рассказчика, то в более поздних эссе перед нами автор, затевающий нередко острую полемику и затрагивающий социальные и философские аспекты бытия.

Во второй половине 1920-х годов Пристли начал писать романы. Первый большой успех Пристли принёс роман «Добрые товарищи» (1929), получивший Мемориальную премию Джеймса Тейта Блэка. Этот роман сразу выдвинул автора в разряд наиболее читаемых писателей Англии. Пристли сравнивали с Диккенсом. В романе рассказывается о смешных и трогательных приключениях бродячей труппы актёров, увлечённых театром. В 1933 году книга была экранизирована.

К началу 1930-х годов Пристли был уже автором полутора десятков книг, однако широкая известность к нему пришла с выходом в свет романа «Улица Ангела» (1930, рус. пер. 1960), а также ряда пьес. Среди романов Пристли критики выделяют антинацистское произведение «Затемнение в Грэтли» (1942, рус. пер. 1944), посвящённое трудностям возвращения к мирной жизни; роман «Трое в новых костюмах» (1945, рус. пер. 1946).

Плодотворен вклад Пристли в современную английскую драматургию. Острое чувство драматизма жизни сочетается в его пьесах с постановкой социальных и нравственных вопросов. В традиционной реалистической манере написаны пьесы «Ракитовая аллея» (1934, экранизирована в 1936), «Райский уголок» (1934) и др. Популярная комедия «Опасный поворот» (1932, рус. пер. 1939, экранизирована в 1934), пьесы «Mузыка в ночи» (1938), «Визит инспектора» (1947) отличаются смелым применением театральных условностей.

Позднее появились пьесы «Сокровища» (1953, рус. пер. 1957); «Мистер Кетл и миссис Мун» (1955, рус. пер. 1958); «Стеклянная клетка» (1958). Глубокий интерес к современности и её проблемам сообщает многим произведениям Пристли публицистичность. С 1930-х по 1940-е годы включительно именно его произведения определяли собой основу репертуара английского театра, а по числу спектаклей, поставленных за рубежом, Пристли превзошёл любого английского драматурга первой половины XX века. Объём театрального творчества Пристли велик: он создал более сорока пьес (некоторые в соавторстве с другими драматургами), много писал о различных театральных проблемах, начиная с художественных и заканчивая финансовыми; показал деловую хватку, выступая в качестве театрального предпринимателя. Руководя двумя лондонскими театрами, Пристли в качестве режиссёра поставил 16 своих пьес.

В возрасте 44 лет Пристли попробовал себя в качестве театрального актёра, сыграв роль пьяного фотографа Генри Ормонройда в своей пьесе «Когда мы женаты», поставленной в 1938 году на сцене Театра св. Мартина. Был благосклонно принят и публикой, и критиками. Эта же комедия оказалась первой пьесой, переданной по английскому телевидению. Впоследствии Пристли написал несколько телевизионных пьес. Он оказался одним из первых английских драматургов, овладевших техникой этого жанра.

Во время Второй мировой войны с июня 1940 года Пристли полгода вёл на «Би-би-си» по воскресеньям радиопередачу «Постскриптум», нередко критикуя правительство (за что эти передачи позже были закрыты). По популярности в Британии Пристли был вторым после Черчилля, его называли «голосом простых людей». В 1942 году Пристли с единомышленниками организовал Социалистическую партию общей (коллективной) собственности. Сама партия не победила на выборах, но помогла прийти к власти лейбористам в 1945 году. Сразу после войны Пристли вступил в ряды борцов Движения за ядерное разоружение.

После Второй мировой войны Пристли принимал активное участие в жизни международного культурного сообщества, был представителем Великобритании на конференциях ЮНЕСКО в 1946 и 1947 годах, также был руководителем театральных конференций в Париже в 1947 году и в Праге в 1948-м. В 1949 году работал ректором Международного театрального института. По возвращении домой его избрали руководителем Британской театральной конференции (1948), а также членом Британского театрального комитета (1966–1967). В 1973 году, в возрасте 80 лет, Пристли стал почётным гражданином родного города Брэдфорда. Он также питал любовь к классической музыке и в 1941 году сыграл важную роль в организации и поддержке кампании по сбору средств для Лондонского филармонического оркестра. В 1949 году состоялась премьера оперы «Олимпийцы» на либретто Пристли.

К его кинозаслугам, помимо экранизаций романов, относятся сценарии к фильмам «Бригадир уехал во Францию» (1942) и «Последний праздник» (1956). После возвращения в мир театра Пристли помогал писательнице Айрис Мёрдок переделать её известный роман «Отрубленная голова» в успешную пьесу (1963).

Широкий кругозор и эрудиция в сочетании с трудолюбием позволяли Пристли преподносить читателям самую разнообразную пищу для ума: достаточно вспомнить путевые заметки «Про Англию» (1933), где он взывает к социальной совести нации. Пристли с пренебрежением отнесся к предложению стать лордом в 1965 году и к вручению Ордена Кавалеров Почёта (который является младшим собратом Ордена Заслуг) в 1969 году. Но он стал членом Ордена Заслуг в 1977 году. Университет Брэдфорда присвоил Пристли звание почетного доктора литературы в 1970 году.

Джон Бойтон Пристли умер 14 августа 1984 года в городе Стрэтфорд-на-Эйвоне. Его имя было присвоено библиотеке университета Брэдфорда. Пристли был установлен памятник по заказу брэдфордского городского совета.



Источники:

 Соловьева, Н. Пристли, Джон Бойнтон / Н. Соловьева // Зарубежные писатели : биобиблиографический. словарь для школьников и поступающих в вузы: В 2 ч. Ч. II: М–Я / под редакцией Н. П. Михальской. – Москва, 2003. – С. 215–218.

 https://fantlab.ru/autor2360