Кот Егор
680017, Хабаровск, ул. Ленинградская, 25
+7 (4212) 32 24 15
680017, Хабаровск, ул. Ленинградская, 25
+7 (4212) 32 24 15

Томительное дыхание жизни

04.12.2020 Количество просмотров: 2804

К 200-летию со дня рождения Афанасия Афанасьевича Фета

     

Смело можем сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою её ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнёт столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет.

Н. А. Некрасов

5 декабря 2020 года исполняется 200 лет со дня рождения АФАНАСИЯ АФАНАСЬЕВИЧА ФЕТА (настоящая фамилия Шеншин) (1820–1892), русского поэта. Непревзойдённый мастер стихов о природе, он умел воспеть её в неповторимых, ни с чем несравнимых стихах. В поэзии Фета есть одна характерная, присущая лишь ему черта – вера в то, что душевное состояние человека можно передать не только смыслом слова, но и его музыкой. Л. Н. Толстой восхищался стихотворениями А. Фета, которые тот отсылал ему, и высоко ценил удивительную музыкальность, мелодичность, «напевность» фетовских стихов. Поэзия Фета привлекала многих известных композиторов и исполнителей. Многие из его стихов стали популярными романсами. Десять композиторов в разное время обращались к стихотворению «Сияла ночь. Луной был полон сад…», а к знаменитому «Я тебе ничего не скажу» – около двадцати! На стихи Фета писали романсы П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, С. И. Танеев, А. Е. Варламов. Песни и романсы на стихи Фета в конце ХIХ и начале ХХ веков вошли в репертуар цыганских хоров и поются до сих пор. Но в поэтическом наследии А. Фета есть и философская лирика, и патриотические стихотворения. Фет много переводил античных поэтов: Анакреонта, Горация, Овидия; а также поэтов-романтиков – Гёте, Шиллера, Гейне, Байрона.

Афанасий Фет родился в 1820 году в деревне Новосёлки недалеко от города Мценска Орловской губернии. До 14 лет он носил фамилию отца – богатого помещика Афанасия Шеншина. Как выяснилось позже, брак Шеншина с Шарлоттой Фет был незаконным в России, поскольку они обвенчались только после рождения сына, что православная церковь категорически не принимала. Из-за этого юношу лишили привилегий потомственного дворянина. Он стал носить фамилию первого мужа матери – Иоганна Фета.

Афанасий получал образование на дому. В основном грамоту и азбуку ему преподавали не профессиональные педагоги, а камердинеры, повара, дворовые, семинаристы. Но больше всего знаний Фет впитал из окружающей природы, крестьянского уклада и сельского быта. Он любил подолгу общаться с горничными, которые делились новостями, рассказывали сказки и предания.

В 14 лет мальчика отправили в немецкую школу-пансионат Крюммера в эстонский город Выру. Именно там он полюбил стихи Пушкина. В 1837 году юный Фет приехал в Москву, где продолжил обучение в пансионе профессора всеобщей истории Михаила Погодина. В 1838 году Фет поступил на юридический факультет Московского университета, но вскоре перешёл на историко-филологический. С первого курса он писал стихи, которые заинтересовали однокурсников. Юноша решил показать их профессору Погодину, а тот – Николаю Гоголю. Вскоре Погодин передал отзыв знаменитого классика: «Гоголь сказал, это несомненное дарование». Одобряли произведения Фета и его друзья – переводчик Иринарх Введенский и поэт Аполлон Григорьев, к которому Фет переехал из дома Погодина. Он вспоминал, что «дом Григорьевых был истинной колыбелью моего умственного я». Два поэта поддерживали друг друга в творчестве и жизни.

В 1840 году вышел первый сборник стихов Фета «Лирический пантеон». Он был опубликован под инициалами «А. Ф.». В него вошли баллады и элегии, идиллии и эпитафии. Сборник понравился критикам Виссариону Белинскому, Петру Кудрявцеву и поэту Евгению Баратынскому.

С 1841 года Фет стал регулярно публиковать стихи в журнале «Москвитянин», а с 1842-го – и в «Отечественных записках»; именно там впервые появились ласковые, тёплые строки, знакомые и родные каждому чувствительному сердцу:

 

Кот поёт, глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре,

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе.

 

Или:

 

Помню я: старушка няня

Мне в рождественской ночи

Про судьбу мою гадала

При мерцании свечи…

 

Тогда же были написаны и «Печальная берёза…», и «Чудная картина…», и «Я жду… Соловьиное эхо…», и даже знаменитое «На заре ты её не буди», положенное на музыку Александром Варламовым и, по отзыву Аполлона Григорьева, ставшее «песней… почти народною». В журнале «Отечественные записки» за год вышло 85 фетовских стихотворений!

Мысль вернуть дворянский титул не покидала Афанасия Фета, и он решил поступить на военную службу: так можно было заслужить потомственное дворянство. В 1845 году его приняли унтер-офицером в Орденский кирасирский полк в Херсонесской губернии. Через год Фета произвели в корнеты.

В 1850 году, обойдя все цензурные комитеты, Фет выпустил второй сборник стихотворений, который хвалили на страницах крупных российских журналов. К этому времени его перевели в чин поручика и расквартировали ближе к столице. Афанасий Фет участвовал в Крымской кампании, нёс службу на эстонском побережье.

В 1854 году в Санкт-Петербурге поэт вошёл в литературный круг знаменитого журнала «Современник», где познакомился с писателями Николаем Некрасовым, Иваном Гончаровым и Иваном Тургеневым, критиками Александром Дружининым и Василием Боткиным. Вскоре стихи Фета начали печататься в этом журнале. Под надзором Тургенева второй сборник фетовских стихотворений был тщательно переработан, и в 1856 году вышла книга «Стихотворения А. А. Фета».

Воодушевлённый успехом, Фет начал писать целые поэмы, повести в стихах, художественную прозу, а также путевые очерки и критические статьи. Кроме того, он переводил произведения Генриха Гейне, Иоганна Гёте, Андре Шенье, Адама Мицкевича и других поэтов.

В 1857 году Афанасий Фет женился на младшей сестре Василия Боткина – Марии, наследнице богатого купеческого рода. В следующем году в чине гвардейского штабс-ротмистра он вышел в отставку, так и не добившись потомственного дворянства. Супруги поселились сначала в Москве, а в 1860 году – в имении Степановка, которое купили в Мценском уезде Орловской губернии – на родине писателя.

Фет посвятил себя сельским заботам и домашнему хозяйству: выращивал зерновые культуры, проектировал конный завод, держал коров, овец, птицу, разводил пчёл, рыбу. Из Степановки Фет сделал образцовую усадьбу: показатели урожаев с его полей поднимали статистику губернии, а яблочную пастилу Фета доставляли прямо к императорскому двору.

Однако в 1863 году поэт выпустил ещё одну книгу – двухтомник своих стихотворений. Одни критики встретили книгу радостно, отмечая «прекрасный лирический талант» писателя, другие обрушились на него с резкими статьями и пародиями. Фета обвиняли в том, что он был «помещиком-крепостником» и скрывался под маской поэта-лирика.

Афанасий Фет регулярно публиковался в журналах «Русский вестник», «Литературная библиотека» и «Заря». Там выходили его очерки о пореформенном состоянии сельского хозяйства. Их печатали под редакционными названиями «Записки о вольнонаёмном труде», «Из деревни», «По вопросу о найме рабочих». В 1867 году Афанасия Фета выбрали мировым судьёй. Это во многом повлияло на то, что через десять лет по императорскому указу за ним наконец-то утвердили фамилию Шеншин и вернули дворянский титул. Но свои произведения писатель продолжил подписывать фамилией Фет.

В 1877 году Фет продал Степановку и старинное имение Воробьёвку в Курской губернии, чтобы купить в Москве дом. Несмотря на то, что на помещика Шеншина легло много новых забот, он не забросил литературу. После 20-летнего перерыва в 1883 году вышла новая поэтическая книга – «Вечерние огни». К этому времени Фет смирился с тем, что его произведения – «для немногих». «Людям не нужна моя литература, а мне не нужны дураки», – говорил он. В свою очередь, читатели отвечали поэту тем же.

Тяготы и неудачи, происходившие в судьбе поэта, способствовали тому, что всю свою жизнь он словно бы разделил на две части. Реальный мир, бессмысленный и скучный, в котором, однако, он всячески стремился обустроиться с комфортом, ни коим образом не соприкасался в сознании поэта с возвышенным и воздушным миром радости и любви, миром «чистого созерцания» – миром поэзии,

 

Где бури пролетают мимо,

Где дума страстная чиста, –

И посвящённым только зримо

Цветёт весна и красота.

 

В мире поэзии искал он спасения от суеты и житейских невзгод и надеялся утишить нестерпимые муки совести, преследовавшие его до самой смерти. Фет считал себя виновным в трагической гибели (а возможно, и в самоубийстве) своей возлюбленной – Марии Лазич, на которой он не смог жениться, оттого что оба они были бедны. Вина лежала на нём тяжким бременем и окрашивала пронзительной печалью многие его стихи. Надрывной трагической нотой звучат стихи, овеянные памятью юной любви поэта («Недвижные очи, безумные очи…», «Старые письма», «Ты страдала, я еще страдаю…»).

В последние годы жизни Фет получил общественное признание. В 1884 году за перевод сочинений Горация он стал первым лауреатом полной Пушкинской премии Императорской Академии наук. Через два года поэта избрали членом-корреспондентом этой академии. В 1888 году Афанасия Фета лично представили императору Александру III и присвоили ему придворный чин камергера.

Писатель скончался от сердечного приступа в возрасте 72 лет. Афанасия Фета похоронили в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных. Нередко современники оставались глухи к восторженной поэтической музе Фета; стихи, в которых он стремился запечатлеть неуловимые, мимолётные движения человеческой души, часто оставались не оценёнными по достоинству. И только в начале ХХ столетия представители «серебряного века» русской поэзии – И. Бунин, В. Брюсов, А. Блок, С. Есенин – смогли по достоинству оценить, что же сделал для нашей литературы А. Фет. «Поэзия Фета – сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу, поющая снежинками, перекличкою зарниц и птиц, шумом ветра в веющих, вещих узорах листьев, протяжно поющая самым молчанием», – так писал К. Бальмонт.

 

Источники:

 

https://www.culture.ru/persons/8274/afanasii-fet

 

Писатели нашего детства. 100 имен : биографический словарь в 3-х частях. Часть 3. – Москва, 2000.