Кот Егор
680017, Хабаровск, ул. Ленинградская, 25
+7 (4212) 32 24 15
680017, Хабаровск, ул. Ленинградская, 25
+7 (4212) 32 24 15
  1. Главная страница
  2. Медиа
  3. Календарь памятных дат и событий
  4. Эрнст Гофман: между фантазией и реальностью

Эрнст Гофман: между фантазией и реальностью

23.01.2021 Количество просмотров: 2731

К 245-летию со дня рождения Эрнста Теодора Амадея Гофмана

24 января 2021 года исполняется 245 лет со дня рождения ЭРНСТА ТЕОДОРА АМАДЕЯ ГОФМАНА (1776–1822), немецкого писателя, композитора, художника, автора произведений для детей и взрослых («Крейслериана», «Кавалер Глюк», «Воззрения кота Мурра», «Песочный человек», «Приключения в ночь под Новый год», «Повелитель блох», «Ночные рассказы», «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», «Золотой горшок», «Щелкунчик и Мышиный король»). Весёлые и серьёзные беседы об искусстве, о тайнах человеческой души Гофмана и его друзей-романтиков вошли в четырёхтомный цикл «Серапионовы братья» (1819–1821). Многие знают сказки Гофмана. Своими историями Гофман открывает для нас дверь в другой мир.

Писатель был очень знаменит, отличался экстравагантным поведением, но всю жизнь был беден. Тоска одолевала его в «человеческой пустыне», но для людей были написаны его лучшие истории. В. Г. Белинский не считал их детскими, но всё же он писал: «Нисколько не удивительно, что странный, причудливый и фантастический гений Гофмана ниспустился до сферы детской жизни: в нём самом так много детского, младенческого, простодушного, и никто не был столько, как он, способен говорить с детьми языком поэтическим и доступным для них!».

Этого удивительного сказочника мы знаем только по волшебным, иногда жутковатым историям. А каким он был в жизни, грустный и добрый Эрнст Теодор Амадей Гофман?

Вся жизнь Гофмана была неразрывно связана с искусством – с рисованием и особенно с музыкой, которой он увлекался с детства. Писатель был ещё и композитором, хотя и не достиг на этом поприще такой известности, как в литературе. Именно Гофман – автор первой немецкой романтической оперы «Ундина». А одно из своих имён – Амадей – он взял себе сам в честь своего музыкального кумира – Моцарта. С раннего детства и до самой смерти Гофман считал своим настоящим призванием только музыку. Она была для него всем – Богом, чудом, любовью, самым романтичным из всех искусств…

Родной город Гофмана сегодня входит в состав Российской Федерации. Это Калининград, бывший Кёнигсберг – один из культурных центров Германии того времени. Гофман родился в Кёнигсберге в семье прусского королевского адвоката Кристофа Людвига Гофмана (1736–1797). Когда мальчику было три года, его родители разошлись, и он воспитывался в доме бабушки по материнской линии. Мальчик много общался со своим дядей – юристом, человеком умным и талантливым, склонным к фантастике и мистике. Вероятно, под влиянием дяди в душе Гофмана зародилась любовь ко всему волшебному и необычному.

Гофман рано продемонстрировал способности к музыке и рисованию. Но, не без влияния дяди, Гофман выбрал себе стезю юриспруденции, из которой всю свою последующую жизнь пытался вырваться и зарабатывать искусствами.

Музыке Гофман учился у своего дяди, затем у органиста Подбельского, позднее брал уроки композиции у Рейхардта. Гофман организовал филармоническое общество, симфонический оркестр в Варшаве, где он служил государственным советником. В 1807–1813 годах он работал как дирижер, композитор и декоратор в театрах Берлина, Бамберга, Лейпцига и Дрездена.

В 12 лет Гофман уже играл на органе, скрипке, арфе и гитаре. Даже первое литературное произведение Гофмана «Кавалер Глюк» было о музыке и музыканте. И вот этому человеку, будто созданному для мира искусства, пришлось почти всю свою жизнь проработать юристом, а в памяти потомков остаться прежде всего писателем.

В школе, а затем и в университете, куда Гофман поступил в 1792 году, он сдружился с Теодором Гиппелем, племянником известного тогда писателя-юмориста Теодора Готлиба Гиппеля, – общение с ним не прошло для Гофмана бесследно, а дружили они до последних дней Гофмана.

В 1800 году Гофман прекрасно окончил курс юридических наук в Кёнигсбергском университете и связал свою жизнь с государственной службой. В этом же году он покинул Кёнигсберг и до 1807 года работал в разных чинах, в свободное время занимаясь музыкой и рисованием. Впоследствии попытки его зарабатывать на жизнь искусством приводили к бедности и бедствиям, лишь после 1813 года дела его пошли лучше после получения небольшого наследства.

Обладая огромной работоспособностью, Гофман ни к одному из своих занятий не относился небрежно и ничего не делал вполсилы. В 1802 году в Познани разразился скандал: Гофман нарисовал карикатуру на прусского генерала, грубого солдафона, презиравшего штатских; тот пожаловался королю. Гофман был переведён, вернее сослан, в Плоцк, маленький польский городок, в 1793 году отошедший к Пруссии. Женой Гофмана к этому времени стала полька – Михалина Тшцинськая (писатель ласково называл ее «Мишкой»). Михалина оказалась замечательной женой, которая стойко переносила все тяготы жизни с беспокойным мужем – поддерживала его в трудный час, обеспечивала уют, прощала постоянное безденежье.

Гофман устраивается капельмейстером в небольшой театр городка Бамберг. В театре Гофман – композитор, постановщик, декоратор, дирижёр, автор либретто… Во время гастролей театральной труппы в Дрездене он попадает в самый разгар боёв с уже отступающим Наполеоном и даже издали видит императора. Но из театра его попросили уйти, назвав некомпетентным.

Пребывание в Бамберге отмечено одним из самых глубоких и трагических переживаний Гофмана – безнадежной любовью к его юной ученице Юлии Марк. Юлия была хороша собой, артистична и обладала чарующим голосом. В образах певиц, которые создаст позднее Гофман, будут просматриваться её черты. Юлия Марк вышла за состоятельного гамбургского коммерсанта. Замужество Юлии и её отъезд из Бамберга были для Гофмана тяжёлым ударом. Через несколько лет он напишет роман «Эликсиры дьявола»; сцена, где многогрешный монах Медард неожиданно оказывается свидетелем пострижения страстно любимой им Аврелии, описание его мук при мысли, что любимую разлучают с ним навеки, останется одной из самых проникновенных и трагических страниц мировой литературы. В тяжкие дни расставания с Юлией из-под пера Гофмана вылилась новелла «Дон-Жуан».

При помощи Гиппеля Гофман устроился на должность советника Берлинского апелляционного суда. Появились средства на жизнь, но о карьере музыканта пришлось забыть. В это время к Гофману приходит писательская слава.

Первыми напечатанными трудами стали критические статьи о музыке. Они публиковались в лейпцигской «Всеобщей музыкальной газете», где редактором был хороший знакомый Гофмана – Иоганн Фридрих Рохлиц. В 1809 году в газете печатают новеллу Гофмана «Кавалер Глюк».

Место капельмейстера в Дрездене ненадолго удовлетворило профессиональные амбиции Гофмана. Причиной невзгод стала очередная война с Наполеоном, которого Гофман стал воспринимать фактически как личного врага. Когда французские войска вступили в Варшаву, Гофман тут же потерял работу, его единственная дочь Цецилия умерла, когда ей было два года, а больную жену пришлось отправить к её родителям. Гофман перебивается, рисуя и продавая карикатуры на Наполеона. И главное – ему постоянно помогает деньгами второй «ангел-хранитель» – друг по Кёнигсбергскому университету, а ныне барон Теодор Готлиб фон Гиппель. В 1813–1814 годах, в самый разгар войны, писатель увлечённо работает над сказкой «Золотой горшок».

После 1815 года Гофман опять потерял место и вынужден был снова поступить на ненавистную службу, уже в Берлине. Однако новое место и давало заработок, и оставляло много времени для творчества.

Карьера юриста складывалась у Гофмана не совсем удачно, несмотря на высокую квалификацию и отлично сданные экзамены, во многом из-за его порывистого и саркастичного характера. Эту работу Гофман откровенно ненавидел, сравнивал со скалой Прометея, называл «государственным стойлом». Гофман не заходит более в литературные салоны, вместо того он становится частым гостем питейных заведений. К тому же в театре сгорели все декорации к его опере «Ундина», что тоже не способствовало хорошему настроению. Расстроив себе вином и бессонницей нервы, Гофман приходил домой и садился писать; ужасы, создаваемые его воображением, иногда приводили в страх его самого. Когда жуткие фантазии начинали выходить из-под контроля, он будил жену и продолжал писать уже в её присутствии. А в узаконенный час Гофман уже сидел на службе и усердно работал.

Одна за другой в Берлине выходят его книги: роман «Эликсиры дьявола» (1816), сборник «Ночные рассказы» (1817), повесть-сказка «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (1819), «Серапионовы братья» (1819–1821), неоконченный роман «Житейские воззрения кота Мурра вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера, случайно уцелевшими в макулатурных листах» (1819–1821), повесть-сказка «Повелитель блох» (1822).

Гофмана иногда называют романтическим реалистом. Ощущение двойственности бытия, мучительного разлада между идеалом и действительностью пронизывает всё его творчество, однако, в отличие от большинства своих собратьев, он никогда не теряет из виду земную реальность.

Назначенный в особую комиссию, расследовавшую дела так называемых демагогов – студентов, замешанных в политических беспорядках, и других оппозиционно настроенных лиц, Гофман не мог примириться с «наглым попранием законов», имевшим место во время следствия. У него произошла стычка с полицай-директором Кампцем, и он был выведен из состава комиссии. Гофман рассчитался с Кампцем по-своему: увековечил его в повести «Повелитель блох» в карикатурном образе тайного советника Кнаррпанти. Узнав, в каком виде изобразил его Гофман, Кампц постарался помешать изданию повести. Более того, Гофмана привлекли к суду за оскорбление комиссии, назначенной королем. Только свидетельство врача, удостоверявшее, что Гофман тяжело болен, приостановило дальнейшие преследования.

23 января 1822 года по распоряжению прусского правительства конфискованы рукопись и уже отпечатанные листы «Повелителя блох», а также переписка писателя с издателем. 23 февраля больной Гофман диктует речь в свою защиту; 26 марта Гофман составляет завещание, вслед за чем у него наступает паралич.

В 46 лет от роду Гофман был окончательно истощён своим образом жизни, но и на смертном одре он сохранил силу воображения. У него развилась болезнь спинного мозга, и последние дни своей жизни он провел полностью парализованным, созерцая мир лишь в открытое окно.

24 июня паралич достигает шеи. 25 июня в 11 часов утра Гофман умирает. Он похоронен на Иерусалимском кладбище Берлина в районе Кройцберг. На могиле Гофмана написано: «Он был одинаково хорош как юрист, как литератор, как музыкант, как живописец». Через несколько дней после похорон его имущество ушло с молотка для расчёта с кредиторами.

Гофман при жизни был больше популярен не в Германии, а в других странах Европы и в Северной Америке. Жизни Гофмана и его произведениям посвящена опера Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» и поэма Миколы Бажана «Ночь Гофмана». В России знакомство с Гофманом началось с 20-х годов ХIХ века. Белинский назвал его «одним из величайших немецких поэтов, живописцем внутреннего мира», а Достоевский перечитал всего Гофмана по-русски и на языке оригинала. В 1830–1840-е годы он был едва ли не самым читаемым зарубежным автором. Отдельные темы и мотивы Гофмана использовали в своём творчестве А. Погорельский, Н. А. Полевой, В. Ф. Одоевский, М. Ю. Лермонтов, К. С. Аксаков, А. К. Толстой.

Литературоведы считают, что знаменитая сказка «Щелкунчик» родилась во время общения писателя с детьми своего друга Хитцига – Мари и Фрицем. Гофман делал им к Рождеству разнообразные игрушки. В оригинальном варианте это очень смешная и ироничная сказка. Она напоминает кукольную буффонаду, где в мышей стреляют сладким драже и пряниками.

Сначала балет по «Щелкунчику» хотел поставить знаменитый балетмейстер Мариус Петипа. Он хотел приурочить постановку к столетию французской революции. Но идею сделать спектакль с отрывками «Марсельезы» и танцами санкюлотов на императорской сцене пришлось оставить. Петипа отдал переделывать постановку Льву Иванову, а музыку заказали Петру Ильичу Чайковскому. В основу балета лёг не немецкий оригинал, а французский «римейк», сделанный Александром Дюма-отцом. У него сказка превратилась в мелодраму. Из сюжета при этом полностью исчезла история про орех Кракатук, и читателю было сложно понять, откуда же взялся Щелкунчик. Зато к путешествию по царству сластей Чайковский написал замечательную музыку для экзотических танцев – «Чай», «Шоколад», «Кофе» и «Вальс цветов».

Музыка из балета впервые прозвучала в Петербурге 7 марта 1892 года на одном из симфонических концертов Русского музыкального общества, где дирижировал сам автор. А уже 6 декабря 1892 года на сцене Мариинского театра в Петербурге с не меньшим успехом прошла и театральная премьера «Щелкунчика». Музыка Чайковского легла и в основу советского мультфильма о Щелкунчике, созданного в 1973 году.

 

Интересные факты

Первоначально Гофмана звали Эрнст Теодор Вильгельм, но, будучи большим поклонником Моцарта, Гофман изменил имя в 1805 году. Псевдоним Гофмана-композитора — Иоганн Крейслер.

Литературный кружок, образованный М. М. Зощенко, Л. Н. Лунцем, В. А. Кавериным, носил название «Серапионовы братья» – как и сборник рассказов Гофмана.

 

Источники:

https://olegfochkin.mirtesen.ru/blog/43092070664/YUrist-rozhdennyiy-skazochnikom-i-muzyikantom

 

Детям о писателях. Зарубежные писатели : книга для учителей, воспитателей, родителей. – Москва : ООО «Издательство Стрелец», 2007.

 

Зарубежные детские писатели в России : биобиблиографический словарь / под общей редакцией И. Г. Минераловой. – Москва, 2005.